logo
Дружите с нами
в социальных сетях:
Русские на «Оскаре»: Как наши фильмы покоряли Голливуд
Интеллектуальный отдых Теле Галерея 17.01.2015 194 0
Как Толстой и Достоевский покорили Американскую киноакадемию? Каким образом Марчелло Мастроянни и Акира Куросава помогли нам с номинациями? Почему Владимир Меньшов принял победу ленты «Москва слезам не верит» за розыгрыш? Какие рекорды установил Никита Михалков?
Все слышали о победах фильмов «Утомленные солнцем» и «Москва слезам не верит», но не все знают, что номинация на «Оскар» не такая уж и редкость для нашего кинематографа. Список отечественных фильмов-номинантов в категории «Лучший фильм на иностранном языке» выглядит так (победители выделены жирным шрифтом):
 
«Война и мир», 1969;
«Братья Карамазовы», 1970;
«Чайковский», 1972;
«...А зори здесь тихие», 1973;
«Дерсу Узала», 1976;
«Белый Бим Черное ухо», 1979;
«Москва слезам не верит», 1981;
«Частная жизнь», 1983;
«Военно-полевой роман», 1985;
«Урга: Территория любви», 1993;
«Утомленные солнцем», 1995;
«Кавказский пленник», 1997;
«Вор», 1998;
«12», 2008;
«Левиафан», 2015.
Вспомним любопытные факты и развеем некоторые мифы, сопровождающие отечественные ленты на их пути к наградам.
 
Мифический «Оскар» «Радуги»
В Советском Союзе ходили легенды о том, что якобы военная драма «Радуга», основанная на повести Ванды Василевской о проявившей невероятную отвагу в тяжелые годы Великой Отечественной войны партизанке, завоевала «Оскар» и получила признание зарубежных зрителей. На самом же деле Американская киноакадемия начала вручать статуэтки в категории «Лучший фильм на иностранном языке» лишь в 1948-м, спустя три года после релиза картины Марка Донского. Но фильм действительно выходил в американский прокат и был отмечен престижными наградами, в том числе от Ассоциации кинокритиков США. Поговаривают, что лента произвела впечатление и на Франклина Рузвельта.
 
Первая победа СССР на «Оскаре»: Война и тяжелый путь к миру
Все, конечно же, знают о триумфе «Войны и мира» Сергея Бондарчука на «Оскаре», но не стоит забывать, что награда Американской киноакадемии у советских кинематографистов к тому времени уже была в категории «Лучший документальный фильм». В 1943-м золотую статуэтку получила лента «Разгром немецких войск под Москвой» — хроника переломной битвы за Москву, снятая фронтовыми операторами. Для американского проката, правда, картина была переозвучена и перемонтирована, а ее название изменили на бойкое Moscow Strikes Back («Москва наносит ответный удар»).
 
Баллада, влюбившая в себя весь мир
Военная драма Григория Чухрая «Баллада о солдате» успешно прошла в международном прокате, завоевала награды Каннского кинофестиваля, Международного кинофестиваля в Лондоне и Британской киноакадемии, а также принесла нам единственную номинацию на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий». Поразительно, но о том, что ленту высоко оценили американские киноакадемики, Чухрай узнал лишь спустя годы: советская власть прохладно приняла эту работу и ни о чем не сообщила постановщику.
 
Толстой и Достоевский покоряют киноакадемиков
Классиков русской литературы за рубежом ценят не только книголюбы, но и киноманы. Любопытный факт: именно экранизации романов Толстого и Достоевского принесли нам первые номинации на премию Американской киноакадемии в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Но если «Войне и миру» Сергея Бондарчука покорились и «Золотой глобус», и «Оскар», то «Братья Карамазовы» Кирилла Лаврова, Ивана Пырьева и Михаила Ульянова остались с пустыми руками, уступив алжирскому триллеру «Дзета».
 
Как Акира Куросава помог нам с «Оскаром»
...Или как мы помогли Акире Куросаве с первой наградой киноакадемии (как вам больше нравится). Удивительно, но именно выдающийся японский постановщик принес советскому кинематографу второй художественный «Оскар». Куросава положил глаз на историю известного исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева и его проводника и, конечно же, на российскую тайгу. Роль Дерсу Узалы должен был исполнять Тосиро Мифунэ, звезда «Семи самураев», «Расёмона» и «Телохранителя», но, когда он вынужденно отказался от участия, Акира Куросава настоял на приглашении советского актера. Эта лента так и осталась единственной в фильмографии Куросавы, снятой не на родном языке.
 
Победа фильма «Москва слезам не верит» как первоапрельская шутка
Когда легендарная мелодрама Владимира Меньшова завоевала третий для СССР «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», награду получил представитель советского посольства в США. Сам режиссер был невыездным и не мог присутствовать на церемонии. А когда ему сообщили о победе, в Москве уже наступило 1 апреля, и Меньшов воспринял все как забавный розыгрыш. Только увидев выпуск новостей, он убедился в своем успехе.
 
Марчелло Мастроянни дарит номинацию СССР
В 1988-м Марчелло Мастроянни был номинирован на «Оскар» за роль в советско-итальянской мелодраме «Очи черные» Никиты Михалкова, и эту номинацию тоже можно и хочется считать нашей, хоть на «Золотой глобус» картина была выдвинута именно от Италии. Взять «Оскар» Мастроянни так и не удалось, зато чуть ранее роль в ленте Михалкова принесла ему приз Каннского кинофестиваля.
 
Рекорды Никиты Михалкова
Именно на счету у Никиты Сергеевича максимальное количество номинаций среди отечественных режиссеров. В пятерку претендентов на «Оскар» входили его ленты «Урга: Территория любви» и «12», а «Утомленные солнцем» принесли Михалкову заветную статуэтку. Также в копилке постановщика награды Каннского, Венецианского и других кинофестивалей.
 
«Сибирский цирюльник» и таинственный прокат
В 1998 году кто-то очень хотел, чтобы Россию на «Оскаре» представлял «Сибирский цирюльник» Михалкова. Действительно, даже математически шансы на успех у ленты с Олегом Меньшиковым, Алексеем Петренко и зарубежными звездами были наиболее высоки. Ее значительная часть была снята на английском, а значит, претендовать она могла на победу и в других категориях. Но в итоге не претендовала ни на одну. По правилам киноакадемии, чтобы получить номинацию, фильм должен выйти в прокат и идти как минимум неделю. В одном из московских кинотеатров действительно устроили показы «Цирюльника», но до сих пор не понятно, кто присутствовал на сеансах, да и демонстрировалась ли там незаконченная версия, что нарушает еще один пункт правил.
 
Скорее Запад, чем Восток
Российские актеры, российские продюсеры и российский роман в основе сценария — драма «Восток-Запад» с Олегом Меньшиковым, Сергеем Бодровым-мл. и Катрин Денёв представляла на «Оскаре» в 1999-м Францию, хотя ее в определенном смысле можно назвать нашей. В производстве также участвовали Украина, Болгария и Испания, и на «Золотой Глобус» картина выдвигалась уже ото всех стран, но в обоих случаях уступила работе Педро Альмодовара «Все о моей матери».
 
Первый анимационный
Все мы прекрасно знаем и любим отечественные мультфильмы. И, конечно же, гордимся ими. Вот только первый анимационный «Оскар» нам пришлось ждать аж до 2000 года. Награду в короткометражной категории получил ярославский художник Александр Петров за невероятной красоты ленту «Старик и море» по мотивам одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, причем для Петрова это была уже третья номинация после его «Коровы» и «Русалки». Не столь давняя «Моя любовь» также попала в поле зрения Американской киноакадемии, но уступила «Пете и волку» Сьюзи Темплтон, кстати, по русской сказке Сергея Прокофьева.
 
«Левиафан» — первый за 20 лет?
Драма Андрея Звягинцева уже завоевала «Золотой глобус» и может принести первый за 20 лет «Оскар» для нашей страны в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Вместе с «Идой» Павла Павликовского «Левиафан» считается главным фаворитом на премию, и итог их борьбы мы узнаем уже совсем скоро.

Поделиться
КОММЕНТАРИИ
Отправить
Вот Радио!